Новые платёжные системы = новые методы безопасности | БГАА
preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

06 декабря 2019 г.
News Image

В рамках проекта «Правовая безопасность» 5 декабря в учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации» прошла встреча курсантов с заместителем начальника отдела уголовного розыска УВД администрации Заводского района г. Минска, майором милиции Сушко В.С. на темы: «Предупреждение преступлений в сфере высоких технологий», «Предупреждение краж».

В ходе встречи были затронуты и вопросы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении держателей пластиковых банковских карточек, а также даны рекомендации по безопасному использованию банковских платежных карточек, в частности, по проведению операций безналичной оплаты с использованием банковской карточки в сети Интернет.

Новые платёжные системы = новые методы безопасностиНовые платёжные системы = новые методы безопасностиНовые платёжные системы = новые методы безопасности

Как рассказал Виталий Степанович, в 2019 году увеличилось количество поступивших в Заводское РУВД г. Минска заявлений о совершении хищений денежных средств с карт-счетов (счетов банковских платежных карт) граждан, совершенных с использованием сети Интернет (в основном с использованием социальной сетей «ВКонтакте», меньше «Одноклассники»). При этом рост подобного рода преступлений имеет место в целом по г. Минску и Республике.

Как показывает практика, злоумышленники осуществляют несанкционированный доступ, «взламывают» профили (страницы) пользователей социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», после чего от имени данных пользователей по сети Интернет производят рассылку сообщений их родственникам, знакомым, друзьям и коллегам (тем, кто находится в списке контактов пользователя социальной сети), в которых просят, под различными предлогами (в том числе для оказания помощи (часто предлагают вознаграждение) в переводе денежных средств на банковскую карту для получения в последующем наличных денег, перевода денежных средств на электронные кошельки «Webmoney», «Яндекс Деньги» и т.п. по причине того, что их банковская карта заблокирована, утеряна, истек срок действия и т.д.), просят предоставить реквизиты банковских платежных карт (номер карты, срок действия, секретный код с обратной стороны карты), конфиденциальную информацию в виде логинов и паролей доступа к Интернет-банкингу, М-банкингу, после чего используют полученные сведения для хищения по сети Интернет денежных средств со счетов указанных банковских карт. В иных случаях злоумышленники в ходе Интернет-переписки узнают номера мобильных телефонов пользователей сети Интернет, либо просят телефон прямо на улице под предлогом «позвонить», на которые активизируют услугу «электронный кошелек» («V-кошелек»), а затем, под различными предлогами просят сообщить поступившие на мобильный телефон, при активизации данной услуги, смс-уведомления с секретными кодами доступа к указанным электронным кошелькам (или сами их просматривают, держа в руках мобильный телефон). Получив указанные коды-доступа, осуществляют хищение денежных средств. Отдельно стоит отметить, что в ходе переписки, злоумышленники могут использовать сведения (личную информацию), полученную на странице пользователя социальной сети (могут поинтересоваться о том, как идут дела, как прошли занятия, праздники, поздравить с прошедшим днем рождения и т.д.).

Проведенный анализ показывает, что совершению указанных преступлений способствует личная невнимательность, беспечность и излишняя доверчивость пользователей социальных сетей, которые предоставляют в ходе Интернет-переписки номера своих банковских платежных карт, срок их действия, секретные коды (CVV-коды) с обратной стороны карты, конфиденциальную информацию в виде логинов и паролей доступа к Интернет-банкингу, М-банкингу и электронным кошелькам, вместо того, чтобы позвонить или иным образом (задав вопрос на известную лишь им тему и т.д.) убедиться в том, что они действительно ведут переписку со своим родственником, знакомым или коллегой, а не злоумышленником. Также, зачастую, потерпевшие не придают значения и не читают поступающие из банков и от операторов сотовой связи смс-уведомления, в которых непосредственно указывается на осуществляемые действия и конфиденциальность данной услуги, о том, что запрещено передавать «секретные» коды третьим лицам.

Поэтому, при поступлении подобных обращений в социальных сетях о предоставлении реквизитов банковских карт необходимо позвонить лицу, от имени которого поступило подобное обращение или иным образом (задав вопрос на известную лишь им тему) убедиться, что ведут переписку именно с указанным лицом.

Если же в переписке были указаны реквизиты банковских карт, необходимо позвонить в банк и заблокировать карту, поменять ее, а также сменить логин и пароль доступа к приложению Интернет-банкинг, М-банкинг, т.к. имеется вероятность хищения денежных средств при их поступлении на карт-счет в дальнейшем.

Чтобы избежать несанкционированного доступа к своим страницам в социальных сетях, необходимо создавать сложные, состоящие не менее чем из 8 символов (букв и цифр) пароли и не указывать в качестве паролей номера мобильных телефонов, дату рождения, адрес электронной почты и т.д.

Также в настоящее время участились случаи хищения денег со счетов банковских карт граждан, осуществляющих продажу личных вещей на сайте «Куфар». Злоумышленники, под предлогом покупки той или иной вещи, звонят на мобильный телефон, выманивают реквизиты банковских карт, якобы под предлогом перевода на них денег в качестве оплаты за покупку, после чего совершают хищения находящихся на счету денежных средств.

Также участились случаи, когда мошенники звонят на мобильный телефон, представляются работниками банков и под надуманными предлогами, якобы для пресечения незаконных списаний денег со счетов, просят сообщить личный идентификационный номер из паспорта, затем поступающие в смс-сообщениях коды, либо просят реквизиты банковских карт, сведения о счетах и вкладах, паспортные данные, после чего также совершают хищения денег со счетов и карт-счетов граждан.

Запомните!!! Никогда, никому не передавайте реквизиты своих банковских карт (для перевода денег на Вашу карту достаточно одного ее номера), паспортные данные и особенно в переписке в социальных сетях или по телефону. Подобную информацию работники банка по телефону спрашивать никогда не будут.

Как понять, что вам звонит не банк, а мошенник

5 важных советов:

  1. Звонят из банка? Положите трубку!

Уточните фамилию сотрудника, завершите разговор и сами позвоните в свой банк. Телефон банка уточните на сайте банка. Не перезванивайте на тот номер, с которого поступил звонок.

  1. Что банк знает о вас без звонка.

Сотрудник банка и без звонка должен знать:

- вашу фамилию

- паспортные данные

- то, какие карты у вас оформлены

  1. Что никогда не говорить даже сотруднику банка.

- полный номер карточки

- срок ее действия

- CVC/CVV

- логин и пароль к интернет-банкингу

- кодовое слово, код из СМС-сообщения

Подобные сведения банк может спросить, если клиент позвонил сам.

  1. «С вашей карточкой проблема».

Если слышите такое, говорите, что придете в банк лично! Если с вашей карточкой на самом деле проблема, то банк сам может ее заблокировать.

  1. Не переходите на ссылки в сообщениях о призах и выигрышах.

 

Информация подготовлена:
специалистом ОВРсМ Еленой ЛЮБЕЦКОЙ

Форма авторизации