Открытое занятие в учебной группе У216 по дисциплине «Радиотехнические средства навигации и посадки» под руководством старшего преподавателя кафедры В.С. Пилипчука прошло 20 декабря на кафедре «Организация движения и обеспечение безопасности на воздушном транспорте».
Лабораторные занятия дают возможность закрепить на практике пройденный материал, подвести черту под изученной темой. Для проведения занятия все готово: настроено программное обеспечение, для наглядности выведена на большой экран проектора необходимая информация, подготовлен раздаточный материал и карты. Материально-техническая база аудитории 3103 позволяет обеспечить курсантов всем необходимым для полноценного учебного процесса.
Будущие диспетчеры как всегда пунктуальны. Едва ли началось занятие, курсанты заняли рабочие места и готовы слушать преподавателя. После недолгого введения Владимир Сергеевич определил цель лабораторной работы «Исследование алгоритмов обработки информации в компьютерной системе управления полётом Flight Management Computer System (FMCS) воздушного судна «Boeing-737» с использованием электронного учебного комплекса», а именно: приобретение практических навыков работы с компьютерной системой управления полётом FMCS ВС «Boeing-737», ввод данных в FMCS, программирование полета, определение навигационных параметров и исследование алгоритмов обработки информации в навигационно-пилотажном комплексе с использованием электронного учебного комплекса «УДТ ОВД».
Стало ясно, задача перед ребятами стоит не из легких. Им предстояло очутиться на месте пилота и подготовить самолет к полету по маршруту. Казалось бы, зачем будущему диспетчеру знать, как работают приборы в кабине пилота? Но авиация не прощает недостатка знаний. Сидя за микрофоном на земле и отдавая очередную команду, диспетчер должен в полной мере представлять картину действий пилота, знать и понимать, что конкретно происходит на борту.
Итак, работа закипела. Все как в настоящей жизни – за монитором сидит по два человека (командир и второй пилот). На экране монитора загружен симулятор полета, ребята с сосредоточенными лицами шаг за шагом разбираются с бесконечным количеством панелей, кнопок, тумблеров и лампочек под чутким контролем преподавателя. Наконец произведено включение всех систем воздушного судна Boeing-737, выполнена проверка функционирования компьютерной системы управления полётом FMCS и предполетная подготовка, запрограммирован полет по маршруту Национальный аэропорт Минск (UMMS) — аэропорт Гомель (UMGG) – можно взлетать.
В процессе полета курсанты ведут радиообмен с виртуальным диспетчером, контролируют и фиксируют навигационные параметры системы ВС, следят за работой приборов.
Спустя какое-то время осуществлена посадка в аэропорту назначения, но работа курсантов еще не окончена: на основе полученных в полете данных необходимо схематично воспроизвести маршрут полета и заполнить протокол радиообмена пилот-диспетчер и только после этого можно уверенно идти защищать выполненную лабораторную работу, получив от преподавателя еще два-три вопроса по теме.
Такие лабораторные работы курсанты выполняют регулярно. Так что можно с уверенностью сказать – академия готовит квалифицированные кадры с крепкой базой знаний.