Противодействие коррупции | БГАА
preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

Противодействие коррупции

В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности Республики Беларусь.

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

В борьбе с коррупцией участвуют:

  • Следственный комитет Республики Беларусь;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;
  • Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь;
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции;
  • Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы;
  • Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
  • другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

К специализированным органам по борьбе с преступностью и коррупцией относятся:

  • координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (на уровне республики возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь);
  • координационные совещания в областях и г. Минске;
  • координационные совещания в районах, районах в городах, городах;
  • координационные совещания в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях.

 Основная задача координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией –  координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

В современном мире коррупция (от лат. corrumpere – портить) – одна из основных угроз национальной безопасности любой страны. Она угрожает верховенству закона и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, затрудняет экономические и социальные преобразования.

Основные негативные экономические и социальные последствия коррупции заключаются в следующем:

  • растёт теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
  • неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
  • нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку отдельные субъекты рынка получают незаконные преимущества;
  • повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционной составляющей расходов субъектов хозяйствования, растет инфляция;
  • ухудшается инвестиционный климат, так как инвесторы убеждаются в неспособности властей устанавливать, контролировать и соблюдать прозрачные правила рыночных отношений;
  • снижается способность государства решать актуальные социальные проблемы населения, так как значительная часть необходимых для этого средств вовлекается в коррупционные схемы.

Политическая опасность коррупции заключается в ее разрушающем воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования, дискредитации власти в глазах народа. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, эффективное противодействие коррупции, борьба с ней определены в качестве приоритетного направления деятельности государства. 

В нашем государстве последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по укреплению законности и правопорядка, противодействию коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Борьба с коррупцией как важнейшая задача государства и общества находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.

Виды коррупционных правонарушений определены в статье 37 Закона о борьбе с коррупцией.

К коррупционным правонарушениям относятся:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства; 
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Действующий перечень коррупционных преступлений определен в Приложении к постановлению Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274.

Ответственность за совершение коррупционных преступлений установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Новость

Эффективное противодействие коррупции возможно только при активном участии общественности  (граждан и организаций, в том числе общественных объединений)  в борьбе с этим негативным явлением.

Согласно статье 46 Закона о борьбе с коррупцией деятельность при осуществлении общественного контроля может осуществляться в следующих формах:

  • участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;
  • участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции;
  • в иных формах, предусмотренных законодательством.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции. Такие комиссии создаются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов.

Основными задачами комиссий являются:

  • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа (организации), а также подчиненных (входящих в систему, состав) организаций, в том числе негосударственной формы собственности;
  • обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций;
  • своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации;
  • разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе (организации), подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
  • координация деятельности структурных подразделений государственного органа (организации), подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
  • взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
  • рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также внесение соответствующих предложений руководителю государственного органа (организации);
  • рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
  • рассмотрение мер, принятых для устранения последствий коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

На основании приказа ректора от №179 от 21.12.2015 в Белорусской государственной академии авиации создана и функционирует комиссия по противодействию коррупции.

В зависимости от последствий правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая  ответственность за коррупцию.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержатся весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений – до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В Кодексе об административных правонарушениях определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. 

К ним в частности  относятся:

  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (статья 23.83 КоАП);
  • отказ в предоставлении информации (ст. 9.6. КоАП).

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе. В случаях установления явного превышения стоимости задекларированного имущества  и иных расходов (не менее 25%) над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

Правовые основы антикоррупционной деятельности содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения. Кроме того, Республика Беларусь является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

В Законе о борьбе с коррупцией:

  • установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
  • содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
  • регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов.

Справочно: Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

К числу нормативных правовых актов, составляющих антикоррупционное законодательство Республики Беларусь, также относятся:

  • Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. N 175-З «О государственной службе» (в ред. Закона Республики Беларусь от 07.02.2023 N 248-З);
  • Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
  • Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
  • иные акты законодательства.
Новость

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Государственные должностные лица –  это работники, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Лица, приравненные к государственным должностным лицам – это работники, которые постоянно или временно занимают в организациях с госдолей менее 50% должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Субъектами коррупционных правонарушений являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц.

Например: преподаватель, проводя текущую аттестацию обучающегося, осуществляет тем самым юридически значимое действие и является лицом, приравненным к государственному должностному лицу. Обучающийся, делающий преподавателю подарок в связи с проведением аттестации, совершает подкуп лица, приравненного к государственному должностному лицу.

Форма авторизации