Ежегодно в октябре в Белорусской государственной академии авиации празднуют День академии – праздник, который установлен в честь основания нашего учреждения образования 1 октября 1974 года. Это главный праздник выпускников академии (на сегодня их более 14 тысяч) и всех, кто в разное время работал или продолжает работать в академии, и вложил свои силы, душу и сердце в благородное дело подготовки авиационных специалистов.
Академия авиации – это единая команда людей, влюблённых в небо, в авиацию, и где бы они сейчас не жили (а выпускники академии работают во многих странах мира, почти на всех континентах), они ощущают себя одним целым, и желают процветания alma mater. В 2019 в стенах академии дружно отпраздновали 45-летие, и уже совсем близко 50-летний юбилей, который нам предстоит вместе встретить в 2024 году. Мы празднуем юбилейные даты для того, чтобы всегда помнить о нашей истории, славных традициях, преемственности в поступательном движении вперёд, вкладе всех поколений руководителей, работников и курсантов в общее дело становления, развития, совершенствования белорусской школы подготовки специалистов авиационной отрасли.
Становление и первые годы деятельности академии были неразрывно связаны с историей авиации СССР. В 1971-1975 годы вследствие бурного развития гражданской авиации в СССР были дополнительно созданы 7 высших и средне-специальных учебных заведений авиационной отрасли. В рамках единого большого государства Минск был определён одним из мест подготовки для авиапредприятий СССР не лётного, а технического персонала по программам средне-специального образования – техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования и радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов.
Активное содействие созданию авиационно-технического училища в Минске оказало правительство БССР, которое передало МГА СССР здания и сооружения Минского педагогического училища. После предварительной организационной работы, проделанной на республиканском и союзном уровне, Министр гражданской авиации маршал Б. П. Бугаев 9 августа 1974 года подписал приказ № 154, согласно которому предписывалось организовать с 1 октября 1974 года Минское авиационное техническое училище гражданской авиации (далее – МАТУГА). Первым начальником училища, ветераном «Аэрофлота» кандидатом технических наук П.П. Клименко (назначен 30 ноября 1974 года) был в сжатые сроки сформирован первичный кадровый состав училища, и с 1 сентября 1975 года к занятиям приступили 240 курсантов 1-го курса обучения, прибывшие для учёбы из различных регионов СССР.
МАТУГА обеспечивало высокое качество подготовки специалистов – свыше 90% курсантов проходили производственную практику на авиапредприятиях с оценками «хорошо» и «отлично», около 20% выпускников получали диплом с отличием. В 80-е годы общий контингент курсантов вырос до 1300 человек, что свидетельствовало о востребованности выпускников училища в масштабах всей авиационной отрасли СССР. Усилия трудового коллектива были по достоинству оценены руководством отрасли: в 1986 году МАТУГА было присуждено первое место в соревновании между средними специальными учебными заведениями Министерства гражданской авиации СССР.
В январе 1991 года в целях подготовки более квалифицированных специалистов для обслуживания самолётов нового поколения и дальнейшей интеграции образовательного процесса с Рижским институтом инженеров гражданской авиации училище было преобразовано в Минский авиационно-технический колледж (МАТК). Однако реализации данных планов воспрепятствовал распад СССР.
Ещё при создании МАТУГА в 1974 году нормативными документами предусматривалось его дальнейшее преобразование в высшее учебное заведение. Тем не менее, данный вектор движения стал актуальным только после распада СССР, когда началось строительство суверенного белорусского государства, и возникла необходимость обеспечения собственными силами полного цикла подготовки специалистов для авиационной отрасли. Решать задачу приходилось в сложных условиях 90-х годов, когда молодое белорусское государство преодолевало последствия разрыва традиционных экономических связей. Колледж был передан в систему Министерства образования Республики Беларусь и получил наименование «Минский государственный авиационный колледж» (МГАК). Прекращение взаимодействия с Ригой было компенсировано сотрудничеством с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Белорусской государственной политехнической академией (БГПА). В рамках созданных в 1993 году учебно-научных объединений колледжа и данных вузов были впервые в истории суверенной Республики Беларусь подготовлены 158 инженеров для гражданской авиации (первый выпуск состоялся в 1997 году). Однако в целом это не сняло с повестки дня вопрос о необходимости создания в Республике Беларусь высшего учебного заведения гражданской авиации.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 3 апреля 1995 года № 126 МГАК перешёл в ведение Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и 25 августа 1995 г. реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж (МГВЛТК). Эти решения дали старт новому этапу в подготовке кадров для авиационной отрасли в нашей стране – с этого момента в стенах колледжа началась подготовка специалистов как со средне-специальным, так и с высшим инженерным образованием, и первый выпуск 16 инженеров по управлению движением на воздушном транспорте состоялся в 1999 году.
В 1997/1998 учебном году планировалось открыть подготовку инженеров-пилотов по специальности «Эксплуатация транспортных средств» со специализацией «Летная эксплуатация воздушного транспорта», однако, в те годы по различным причинам начать подготовку специалистов по летной специальности не удалось, и в 2001 году МГВЛТК был переименован в Минский государственный высший авиационный колледж (МГВАК).
В 2003 году по заказу Министерства обороны Республики Беларусь в колледже была начата подготовка военных кадров для Вооружённых Сил на базе созданной в 1993 году военной кафедры. В 2007 году кафедра реорганизована в военный факультет.
В связи с введением в действие в 2007 году образовательных стандартов среднего специального и высшего образования нового поколения была проведена структурная реорганизация МГВАК, позволившая улучшить качество образовательного процесса. Для подготовки авиационных специалистов с высшим образованием был организован факультет гражданской авиации, а для подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием – отделение среднего специального образования и отделение практического обучения. На базе созданного в декабре 1994 г. отделения повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации в 2010 г. был образован факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, в последующем реорганизованный в институт.
Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 466-Ц с 1 апреля 2015 г. МГВАК был преобразован в учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации» (далее – БГАА), подчинённое с 2016 года непосредственно Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
С 1 сентября 2016 г. в БГАА открылась подготовка в магистратуре по специальности «Транспорт» (приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 59-Ц), а в 2018 году – аспирантура по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» (приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 4 июля 2018 г. № 161). С созданием магистратуры и аспирантуры в БГАА сформирован полный цикл подготовки авиационных специалистов.
В структуру БГАА сегодня входят отделение среднего специального образования, 2 факультета (факультет гражданской авиации и военный факультет) для обучения на первой и второй (магистратура) ступенях высшего образования, аспирантура, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. При активном содействии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь образовательный процесс организован на основе практико-ориентированной подготовки курсантов на базе авиаремонтного завода № 407, Национального аэропорта «Минск» и других предприятий авиационной отрасли. Формами взаимодействия с реальным сектором экономики, доказавшими свою эффективность, является создание филиалов кафедр, организация стажировок.
Уважение к истории – это неотъемлемая часть жизни академии сегодня. Но это не только дань традициям, но и стремление, оттолкнувшись от достигнутого, осознавая свои корни, ставить новые цели движения вперёд. Среди ближайших актуальных задач академии – развитие материально-технической базы, открытие новых специальностей, в том числе обучение пилотов гражданской авиации, создание на базе БГАА международных центров подготовки авиационного персонала гражданской авиации (EASA Training Centre и др.), проведение курсов ICAO, EASA, IATA, МАК.
История БГАА – это по сути история становления и развития национальной школы подготовки авиаспециалистов. Эта история – плод усилий всей авиационной отрасли нашей страны, всех работников академии на каждом из этапов развития, и её руководителей: П. П. Клименко (1974-1981), Д. Г. Глущенко (1981-1983), Н. А. Сидоровича (1983-1999), А. И. Науменко (1999-2009), А. А. Лапцевича (2009-2015), Г. Ф. Ловшенко (2015-2018), А. А. Шегидевич (2018 - по настоящее время). Эта история продолжается здесь и сейчас. В ней пишутся новые страницы, пишутся для того, чтобы девиз академии «Надзейныя крылы – бяспека Айчыны» каждый день, каждый час воплощался в жизнь новыми достижениями во имя обеспечения национальной безопасности, суверенитета и устойчивого развития Республики Беларусь.
Дата | Событие | Нормативный акт |
---|---|---|
01.10.1974 | Организовано Минское авиационное техническое училище гражданской авиации | Распоряжение Совета Министров Белорусской ССР от 22 июля 1974 № 515р, приказ Министерства гражданской авиации СССР от 9 августа 1974 № 154 |
01.09.1975 | Состоялся первый набор курсантов по двум специальностям – подготовка радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов и техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов | |
1986 | Открыта подготовка по специальности «Техника наземных радиосредств» | |
1989 – 1990 | Открыта подготовка по специальности «Электроника наземных радиосредств» | |
1991 | Открыта подготовка по специальностям «Техника и механика наземных радиосредств» и «Управление движением на воздушном транспорте» | |
22.01.1991 | Минское авиационное техническое училище гражданской авиации преобразовано в Минский авиационный технический колледж гражданской авиации | Приказ Министерства гражданской авиации СССР № 18 от 22 января 1991 года |
07.02.1992 | Минский авиационный технический колледж гражданской авиации передан в ведение Министерства образования Республики Беларусь | Согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь № 64 от 7 февраля 1992 года |
15.04.1994 | Минский авиационный технический колледж переименован в Минский государственный авиационный колледж | Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 15 апреля 1994 № 106 |
25.08.1995 | Минский государственный авиационный колледж реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж с подчинением Государственному комитету по авиации Республики Беларусь (в настоящее время – Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь) |
Распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 03.05.1995 № 358р; Совместный приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства образования и науки Республики Беларусь от 25 августа 1995 № 19/340 |
1994 – 1997 | Сотрудничество в подготовке авиационных инженеров с крупнейшими учреждениями высшего образования республики – Белорусским политехническим институтом (в настоящее время – БНТУ) и Минским радиотехническим институтом (в настоящее время – БГУИР), которые принимали на сокращенный срок обучения лучших выпускников | |
1995 | В Минском государственном авиационном колледже открыто отделение повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации | приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 декабря 1994 №435/214-у и Указание от 23 февраля 1995 № 41 |
1996 | Организована первая кафедра «Обеспечение полетов и управление воздушным движением» | Разрешение Министерства образования и науки Республики Беларусь от 21.03.1996 № 01-04/106 |
1997 |
Минский государственный авиационный колледж самостоятельно начал осуществлять подготовку авиационных специалистов с высшим образованием; Открыта подготовка инженеров-механиков по специальности Т.04.07.00 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»; Создана кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники» |
Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 23.05.1997 № 64, разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.1997 № 04-5/176
Приказ начальника колледжа от 01.09.1997 № 212 |
1998 |
Создана кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»; Создана кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования» по подготовке инженеров-электромехаников по специальности Т.06.01.11 «Техническая эксплуатация авиационных приборов, систем и комплексов» |
Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 09.07.1998 № 82, разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.1998 № 25-04/585 |
1999 | Организовано отделение заочного обучения по подготовке авиационных специалистов со средним специальным образованием | Приказ Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 26 августа 1998 №99 и приказ начальника колледжа от 25 июня 1999 №207 |
1999 |
Создана кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования»; Создана кафедра «Общетехнические дисциплины»; Создана кафедра «Физическое воспитание и спорт» |
Приказ Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 07.06.1999 № 81 |
2000 | Организована подготовка по специальности среднего образования | |
2001 |
Минский государственный высший летно-технический колледж переименован в Минский государственный высший авиационный колледж; Организована подготовка авиаспециалистов с высшим образованием по заочной форме обучения «Системы светотехнического обеспечения полетов и электрооборудование аэропортов»; Создан редакционно-издательский отдел; Создан отдел воспитательной работы |
Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 09.04.2001 № 62 |
2002 |
Организована подготовка по специальности среднего образования «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» со специализацией «Аэродромные средства и средства механизации аэропортов»; Создано курсантско-студенческое конструкторское бюро (КСКБ) «МИР» |
|
2003 |
Кафедра «Обеспечение полетов и управление воздушным движением» переименована в кафедру «Организация движения на воздушном транспорте»; Кафедра «Техническая эксплуатация авиационного радиооборудования» преобразована в кафедру «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования» |
|
2004 | Кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники» переименована в кафедру «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей» | |
2005 | Создана кафедра «Естественнонаучные дисциплины» | |
2007 | Введена новая структура колледжа, предполагающая создание военного факультета и факультета гражданской авиации | Приказ начальника колледжа от 03.08.2007 № 259 |
2008 – 2009 |
Открыта подготовка по специальности 1-95 02 11 «Техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов» |
Разрешение Министерства образования Республики Беларусь от 13.10.2008 № 04-01-11/2299 |
2009 |
Отделение повышения квалификации реорганизовано в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров;
Создано отделение заочного обучения |
Приказ начальника колледжа от 31.12.2009 №326
Приказ Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 26.08.1998 № 99 |
2010 |
Создана кафедра английского языка; Создана кафедра безопасности на воздушном транспорте; Отделение повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской авиации реорганизовано в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров |
Приказ начальника колледжа от 01.09.2010 № 263/1 |
2011 |
Создана кафедра «Беспилотные авиационные комплексы и боевое управление»; Создана научно-исследовательская лаборатория |
Протокол поручений Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.01.2011 №13-04/789пр |
2012 | Открыта подготовка специалистов с высшим образованием по специальности 1-37 04 03 «Беспилотные авиационные комплексы (по направлениям)» | Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17.04.2012 №190-с |
01.04.2015 | Минский государственный высший авиационный колледж реорганизован в Белорусскую государственную академию авиации | Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.12.2014 № 466-Ц |
2015 | Реорганизована структура академии | |
2016 | Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров реорганизован в институт переподготовки и повышения квалификации | |
31.03.2016 | Академия авиации выведена из подчинения Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь с подчинением непосредственно Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь | Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2016 года № 270 |
08.08.2016 | Создан факультет гражданской авиации БГАА-ТТУ | Соглашение между БГАА и Таджикским техническим университетом имени академика М.С. Осими от 08.08.2016 |
01.09.2016 | Открыта подготовка по специальности высшего образования II ступени (магистратура) 1-37 80 01 «Транспорт» | Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.02.2016 № 59-Ц |
08.06.2017 | Академия авиации прошла аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси в качестве научной организации | Заключение комиссии по аккредитации научных организаций от 08.06.2017 № 373 |
28.07.2018 | В БГАА открыта подготовка по специальности 05.22.14 – Эксплуатация воздушного транспорта (технические науки) для реализации образовательной программы послевузовского образования I ступени (аспирантура). | |
24.05.2019 | Торжественная церемония открытия «Памятного знака, посвященного 75-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. | |
07.11.2019 | Открытие двенадцатиэтажного общежитие №1 БГАА блочного типа после капитального ремонта. | |
Декабрь 2019 | Организовано издательство первого выпуска единственного в Республике Беларусь научно-практического журнала в области воздушного транспорта «Авиационный вестник». | |
01.10.2020 | В средней школе №46 г. Минска прошло торжественное открытие авиационных классов, приуроченное ко Дню академии. Академия приняла в свою авиационную семью учащихся средней школы, так как дорога служения небу должна начинаться ещё в детстве. | |
Февраль 2021 | Научно-практический журнал «Авиационный вестник» включен в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований согласно приказу Высшей аттестационной комиссии. | |
Март 2021 | Академия авиации занесена на Доску почёта Заводского района, став одним из лучших учреждений образования Заводского района г. Минска по итогам 2020 года. Учреждение достигло высоких показателей в сфере социально-экономического развития района. | |
Май 2021 | Коллектив академии авиации удостоен благодарности Министерства образования Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную деятельность по реализации государственной молодёжной политики, патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи. | |
Июнь 2021 | Торжественное открытие спортивного комплекса после его глобальной реконструкции. Появились стадион с трибунами, площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола, гимнастический городок. | |
Июль 2021 | Значимое событие для развития гражданской авиации Республики Беларусь – в БГАА был осуществлён первый набор на специальность 1-37 04 04 «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации». |