Социально-экономическое развитие Республики Беларусь и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.
О проекте
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления.
Повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг.
Отдельным аспектом проекта «Финансовая грамотность» выступит проблема использования информационных технологий в финансовых механизмах.
Как любое социальное явление, цифровые технологии имеют свои плюсы и минусы. Так, например, возникает проблема сохранности персональных данных в контексте повышения распространенности финансового мошенничества и роста открытости всех социальных подсистем, в том числе и финансовой. В этих условиях каждому индивиду важно знать и использовать принципы безопасного финансового поведения, чтобы новые возможности не обернулись источником финансовых потерь.
Проект решает не только задачи финансового образования курсантов, но и направлен на решение воспитательных задач, в том числе лиц, относящихся к категории детей-сирот, у которых зачастую нет навыков планирования собственного бюджета.
Исходя из вышесказанного, и возникла идея разработки проекта по формированию финансовой грамотности у курсантов. Представленный проект формирует у курсантов базу для принятия верных финансовых решений. В рамках проекта, курсанты научатся составлять финансовые и налоговые документы, работать в приложениях онлайн-банков, проводить онлайн-платежи, а также у них сформируются умения распоряжаться своими средствами, рассчитывать бюджет, разбираться в вопросах кредитования, страхования, ипотеки и других вопросах финансового характера.
Цель проекта
Разработка и апробация в условиях образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности курсантов всех специальностей.
Задачи
- Познакомить курсантов с сущностью основных финансово-экономических категорий;
- формирование у курсантов системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе, познавательного интереса к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Конечные результаты реализации проекта
- Приобретение новых знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, интегрировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.