Авиация – это весь алфавит, от «А» до «Я» | БГАА
preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

Авиация – это весь алфавит, от «А» до «Я»

05/07/2022
Новость
Кошевенко Николай Михайлович – председатель цикловой комиссии воздушных судов и средств механизации аэропортов

Академия авиации гордится людьми, которые более 50 лет проработали в авиационной отрасли. Одним из таких ценных сотрудников является Кошевенко Николай Михайлович – председатель цикловой комиссии воздушных судов и средств механизации аэропортов, а также новый гость проекта «Академия в лицах».

– Николай Михайлович, расскажите, как Вы связали свою жизнь с авиацией.

– Я, как и все мальчишки, чьё детство пришлось на апрель 1961 года [12 апреля состоялся первый полёт человека в космос], мечтал о небе. Это был огромный праздник, подобно тому, как старшее поколение радовалось Дню победы. Прошло столько лет, но я по сей день помню возвращение Юрия Гагарина. Именно тогда я зарядился авиацией, она запала в душу.

В 8-м классе принял однозначное решение связать свою судьбу с авиацией. И сейчас, находясь в этой сфере более 50 лет, я считаю, что выбор был совершенно правильным.

Вдуматься хотя бы в одно слово «авиация» – это весь алфавит, от «А» до «Я». Здесь есть всё, и отсюда можно черпать сколько угодно.

– Если авиация это от «А» до «Я», то где Вы получили базу? Где Вам заложили основы?

– После школы я поступал в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, но не прошёл по здоровью. Тогда я выбрал инженерную линию: закончил Калининградское военное авиационно-техническое училище, потом поступил в Киевское высшее военное авиационное инженерное училище.

Дальше моя жизнь стала связана с непосредственно подготовкой авиационной техники, её обслуживанием и устранением неполадок. Служил в войсках на различных должностях, прошёл все ступеньки руководящих должностей.

В какой-то момент мне предложили преподавательскую деятельность. Я подумал, что у меня достаточно теоретических знаний и практического опыта, чтобы ими поделиться.

Представление о педагогической или преподавательской деятельности у меня было с ранних лет – отец преподавал в школе точные науки, мама была лингвистом и тоже работала в школе. Я видел, как они занимались, ответственно относились, проверяли тетради, готовились к занятиям, контрольным, заполняли планы… В общем, когда я решил стать преподавателем, для меня многое было не ново.

Начал свою деятельность с лётного училища в Чернигове – того самого, куда пробовал поступать на лётчика (смеётся). Хотелось всё-таки связать жизнь с этим учреждением, чтобы осталась о нём память.

– А когда Вы пришли в академию авиации?

– В 2003 году я уволился по возрасту в звании полковника. Устроился на работу в БГАА (на то время это был Минский государственный высший авиационный колледж). Где и работаю по сей день. Преподавал как на высшем, так и на среднем образовании. Дисциплины «Теория авиационных двигателей», «Конструкция авиационных двигателей» и др. – то есть то, чем занимался всю жизнь.

Сейчас являюсь председателем цикловой комиссии воздушных судов и средств механизации аэропортов. Это выпускающая предметная цикловая комиссия по двум специальностям: «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей» и «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». 

– В этом году БГАА впервые осуществляет набор абитуриентов после 9 класса – в том числе ребята будут обучаться у вас.  Как руководитель комиссии, что Вы об этом думаете?

– Я считаю, что набор на базе 9 классов – это правильное и грамотное решение. Поступившие ребята выигрывают в том, что они в течение года закрывают программу 10-го и 11-го классов, то есть обгоняют сверстников практически на год. Затем они осваивают специальность и получают диплом о среднем специальном образовании. То есть – скажем, в 19 лет – выпускники могут уже работать в авиации и при желании дальше обучаться на заочной сокращенной форме! [Такую возможность предоставляет БГАА]

Это выгодно и с точки зрения становления личности. Ребята в определённой степени отрываются от семьи, осваивают взрослую жизнь, учатся быть самостоятельными, принимать решения, взаимодействовать в группе, коллективе. То есть по возрасту они такие же, как и сверстники в школе, но по сознанию явно будут опережать.

Для семьи могут быть преимущества в том, что курсанты у нас находятся на закрытой территории – под контролем. Плюс ко всему наше учреждение ценно тем, что каждый курсант бесплатно получает форменное обмундирование, все иногородние обеспечиваются бесплатным местом в общежитии.

И в целом – специальность, связанная с авиацией… Авиация, на мой взгляд, это постоянное движение вперёд, всегда молодость и развитие. Начиная свой путь в таком возрасте они, конечно, выигрывают.

– Как Вам удаётся найти подход к курсантам?

– Самое главное – это заинтересовать людей. Если курсанты мотивированы, то они будут учиться. На собственном примере показываю, как можно долго и надёжно любить авиацию. К тому же если преподаватель любит предмет, то чувство любви передаётся.

Нахожу средства и способы поделиться тем, что знаю сам, уважительно отношусь и располагаю себе. И важно донести информацию именно так, чтобы тебя поняли, уловили важные моменты, а не просто послушали.    

Понятно, что любой труд в общем-то затратен – морально, физически. А труд в работе с людьми – это невидимый фронт, связанный с чувствами и знаниями. Он очень ответственен: то, что преподаватель должен дать – он должен дать, а курсанты в свою очередь – получить.

Также стараюсь привить, чтобы группа была дружным коллективом. Ведь если все друг друга поддерживают, то выигрывает каждый из них и коллектив в целом.

– Какие качества Вы особенно цените в курсантах академии авиации?

– Я стараюсь в своей практике работать по плану: если я трудолюбивый, с честью исполняю свой долг, то и курсанты должны быть такими на занятиях. Человек должен учиться, стараться. Отсутствие лени, честность, искренность, трудолюбие – вот что я люблю больше всего, и всегда любил. Курсанты это прекрасно знают.

– А если говорить о Вас как о начальнике – что Вам характерно?  И как выстраиваете коммуникацию с молодыми преподавателями?

– Имея опыт, я всегда стараюсь им делиться. Но никогда не заостряю на нём внимание, не ставлю себя подчёркнуто выше. Надо быть всем вместе, то есть своеобразным единым ядром.

Считаю, что не нужно ждать, пока к тебе подойдут – если есть возможность, подойди сам. Молодые – это наше будущее, наша перспектива. Те, кто займут место после нас, поэтому стараюсь внести свой вклад в подготовку достойной замены, нашей гордости. Так и отношусь – с уважением и пониманием, по-отечески. Авиация – это коллектив, дружный и единый.

– Резюмируя, можете сказать, что Вам нравится в Вашей профессии больше всего?

– Что это очень ответственная и серьёзная профессия. Ведь если сломается автомобиль – приедет второй, оттащит его и отремонтируют. В авиации же этого нет, там нужно чрезвычайно серьёзно относиться к своим обязанностям. Конечно, человеческий фактор присутствует, но не зря существует пооперационный контроль: где один и тот же человек не может быть и исполнителем, и контролером; его обязательно проверяет кто-то другой.

В этой сфере, несмотря на возраст, всегда остаёшься молодым. Потому что сама авиация – это новые образцы техники, технологии, материалы... Это всё время интересно.

Я люблю профессию, которую избрал. Мне нравится находиться в аудитории, наблюдать, как курсанты учатся, стараются, растут – вижу их перспективы и радуюсь достижениям.

На какое предприятие ни приеду – везде есть мои выпускники. Многие из них, к слову, занимают руководящие должности. И я рад этому результату, потому что каждый ученик должен превзойти своего учителя.

Труд с людьми – это колоссальный труд, но он очень благодарный. И получать моральное удовлетворение от этой работы – дорогого стоит.

– Если немного о личном, что Вы считаете для себя наиболее важным в жизни?

– Быть полезным человеку, рядом с которым ты живёшь. Ценно – это отношения в семье, здоровье близких. У меня есть любимая жена, трое детей, и пять внуков. В августе будет 48 лет, как мы счастливы в браке. Свободное время провожу с близкими и родными, также занимаюсь дачей, рыбалкой, пишу стихи.

– Назовите девиз, которым Вы руководствуетесь по жизни.

– Для меня самое главное – это в любой ситуации, как бы тебе ни было тяжело, оставаться человеком. Сеять доброе, справедливое, честное. Особенно в преподавательской деятельности – в аудиторию нужно заходить с улыбкой, оставляя за дверью любые проблемы.

– Что бы Вы пожелали академии?

– Процветания. Чтобы каждый, кто пересекает КПП, привносил сюда что-то, стремился, переживал, за что-то болел. Тогда будет хороший результат.

Автор: Диана Тарбецкая, пресс-служба
Фото: Светлана Хилькевич

Share icon
Новость

БГАА развивает сотрудничество с МГТУ ГА и УИ ГА

С 30 июня по 1 июля прошел IX Форум регионов Беларуси и России на тему «Роль межрегионального сотрудничества в углублении интеграционных процессов Союзного государства». На полях Форума Белорусская государственная академия авиации заключила соглашения с МГТУ ГА и УИ ГА.

Подробнее

Благополучие семьи – благосостояние общества

4 июля для работников академии была организована диалоговая площадка на тему «Благополучие семьи – благосостояние общества». В работе площадки приняли участие приглашенные представители администрации Заводского района г. Минска. Были рассмотрены вопросы современных семейных укладов, репродуктивного здоровья молодежи, взаимодействия районных общественных объединений и организаций в части оказания помощи подросткам, сохранения психологического здоровья семьи.

Подробнее
Новость

Форма авторизации