Авиамодельный спорт – технический вид спорта, который предполагает конструирование и изготовление собственных летающих авиамоделей и соревнование в управлении ими в полете. Так же, как и в большом авиационном спорте, модели соревнуются скорости, дальности, продолжительности полёта и выполнении фигур высшего пилотажа.
В сентябре проводился открытый кубок Республики Беларусь по свободнолетающим авиамоделям и розыгрыш Кубка памяти Е.И.Смолка. В этих мероприятиях принял участие курсант Белорусской государственной академии авиации Вихрев Владимир. Мы пообщались с ним, чтобы узнать немного больше про авиамодельный спорт.
– Расскажите просто о сложном: про авиамодельный спорт?
– Авиамодельный спорт делится на классы. Кто-то занимается простыми планерами, кто-то, как и я, кордовыми моделями с установленным двигателем. Принцип их управления прост: от ручки пилотирования отходит два тонких стальных тросика, которые закреплены на руле высоты самого самолёта. Летая по кругу и отклоняя руль высоты, я могу выполнять разные фигуры пилотажа, начиная горками, заканчивая петлями. Кордовые модели подразделяются на те, которые предназначены для ведения воздушного боя, и на те, которые повторяют реальные самолеты в уменьшенном масштабе. К слову, модели для ведения воздушного боя делаются от недели до месяца, а с копиями самолетов сложнее: они уникальны и на их изготовление могут уходить годы.
– Бывают ли модели размером с настоящие самолёты?
– Да, конечно, но при их постройке есть проблема с двигателями. Большинство образцов двигателей для авиамоделей маломощны. Именно по этой причине возможности модели ограничиваются возможностями силовых установок. На самом деле, можно изготовить модель любого размера и теоретически она полетит, ведь принципы аэродинамики едины. Разница только в материалах и особенностях изготовления.
– О чем вы думаете во время управления моделью?
– Чаще всего ты не задумываешься о полете, а просто получаешь удовольствие, но вместе с тем контролируешь поведение самолета. Во время выполнения полета мы держим модель на небольшом удаление от себя именно с этой целью. В критические моменты надо быстро оценивать ситуацию и принимать решение, как выйти из петли или где лучше зайти на посадку в сильный ветер. Кстати, интересный факт, для большей заметности наносим на консоли крыла специальную разметку и опознавательные знаки.
– Можете немного подробнее рассказать про ваше участие в розыгрыше Кубка памяти Е.И.Смолка.
– Открытый кубок Республики Беларусь по свободнолетающим авиамоделям – ежегодное первенство в классе свободнолетающих моделей. Кубок является переходящим и из года в год разыгрывается на чемпионате Республики Беларусь в г. Пинске. Он назван в честь Евгения Смолка, который является основоположником авиамоделизма на Пинщине. В этом году я был удостоен чести войти в состав судейской коллегии.
– В любом виде спорта есть приметы, а в авиамодельном?
– Занимаясь 5 лет авиамодельным спортом, я смог выделить некоторые. Также, как и в большой авиации, мы никогда не фотографируем модели перед полетом, чтобы все прошло удачно.