С 25 по 26 мая на набережной Комсомольского озера в Минске прошел первый этап «Рейс-2024» Кубка Республики Беларусь по судомодельному спорту в классах моделей-копий «NS» и скоростных моделей «ЭКО». Участие в соревнованиях приняли курсанты Белорусской государственной академии авиации под руководством тренера – курсанта Александра Баранова.
На первом этапе Кубка ребятами были представлены следующие суда:
- тренер – курсант Александр Баранов – речной буксир проекта 522 (класс моделей копий F-2-A) и скоростной катер класса FSR-ECO-expert;
- курсант Михаил Шеремета – модель свободной конструкции без стендовой оценки – лоцманское судно «Pilot» (класс модели F-4-A);
- курсант Вера Беспрозванная – модель свободной конструкции без стендовой оценки – речной буксир «Symava» (класс модели F-4-A юниоры).
Мы поговорили с Александром о судомоделизме и его развитии в стенах БГАА:
– Александр, расскажи подробнее о том, что такое судомоделизм.
– Судомоделизм – изготовление моделей судов, кораблей и их элементов. Есть 4 основных направления. Первое – стендовые копии – изготовление моделей точно похожих на прототип. Второе – действующие модели-копии – немного сложнее, потому что на создание моделей для прохождения фигурного курса уходит больше времени. Также есть направление по созданию скоростных моделей, к примеру, катеров с электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания. Суть соревнований в этом направлении лежит в том, чтобы за определенное время проехать как можно больше кругов на дистанции. Завершающим можно выделить создание яхт, которые ходят только при помощи ветра.
В рамках Кубка мы участвовали в секциях F-2 и F-4. Они включают в себя прохождение фигурного курса: по периметру равностороннего треугольника расставляются ворота, а судьями оценивается частота прохождения этих ворот. Скоростные катера класса FSR-ECO-expert, к примеру, соревнуются в скорости в течении 6 минут, а побеждает тот пилот, который проехал кругов больше всех.
– Судомодельное направление в БГАА развивается наравне с авиамодельным. Есть ли какая-то взаимосвязь между ними?
– Действительно, направление развивается, и это очень радует. Из курсантов, которые входят в наше академическое модельное сообщество, некоторые выбрали именно судомоделизм. Возможно, это связано с тем, что ребята видели мои катера и о тоже этим загорелись. И это хорошо, когда развиваются несколько направлений моделизма сразу.
Я занимаюсь созданием самых быстрых моделей FSR-H-15. И отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что именно в этом классе от традиционного судомоделизма остались только гребной винт и водоем, а все остальное – чистая аэродинамика. Такие модели можно отнести уже к экранопланам. Единственное отличие в том, что тягу создает гребной винт, а не авиационный двигатель. Скорость этих катеров около 130 км/ч.
– В завершении поделись пожалуйста итогами соревнований.
– В этот раз призовых мест мы не получили. У ребят была проба пера, они посмотрели на саму организацию соревнований и набрались опыта на будущее. Вместе с тем, Михаил Шеремета выполнил 1-й взрослый разряд, Вера Беспрозванная – 2-й юношеский. А мне было вручено удостоверение Мастера спорта Республики Беларусь. Уверен, новые победы впереди!