Очередным гостем проекта «Академия в лицах» стал офицер запаса Физер Андрей Иванович, в недавнем прошлом заместитель начальника военного факультета – начальник организационно-строевого отдела. Человек, прослуживший на военном факультете академии авиации более 20 лет.
– Андрей Иванович, расскажите, где Вы родились?
– Я родился в городе Киеве. Но всё детство прошло на Дальнем Востоке: Хабаровский край, Приморский край. Папа был военным, посвятил всю свою жизнь авиации. Мы, как его семья, всегда были вместе с ним.
– Кем Вы хотели стать в детстве?
– Как и многие мальчишки в советское время, хотел быть космонавтом, лётчиком. В связи с тем, что моё детство проходило на территории воинских авиационных гарнизонов, я себя нигде не видел, кроме как в авиации. Начиная с шестого класса уже осознанно хотел посвятить свою жизнь военной авиации.
– Расскажите о своем образовании и профессиональном пути.
– В 1990-м году поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознамённое училище. Обучался по специальности «инженер по самолёту и двигателю». По окончании училища был распределён в 248-ю отдельную вертолётную эскадрилью особого назначения, аэродром «Липки», где занимал должность бортового авиационного техника вертолёта Ми-8Т. Входил в состав экипажа на санитарном борту. Работа была очень интересная: летали по всей Беларуси вместе с госпитальными медиками, занимались доставкой больных. Это была, можно сказать, боевая работа – спасали жизни людей.
По состоянию здоровья не представлялось возможным продолжить лётную карьеру, поэтому занял должность начальника технического расчёта подготовки вертолётов и авиационных двигателей. В 1999 году мне предложили дальнейшее прохождение службы в академии авиации (тогда это был Минский государственный высший летно-технический колледж), и я стал командиром учебной работы. После этого были должности старшего инженера учебно-авиационно-технической базы, заместителя начальника организационно-строевого отдела военной кафедры, заместителя начальника военного факультета – начальника организационно-строевого отдела. В крайней должности и закончил свою службу в декабре прошлого года. 32 года отдал армии, из них 20 лет – академии. Так и осуществилась детская мечта стать военным и связать свою жизнь с авиацией.
– На ваш взгляд, какие особые качества нужны человеку, чтобы стать военным?
– В первую очередь нужно иметь желание. Конечно, должна быть определенная сила воли, умение концентрироваться. Я думаю, большая часть качеств формируются и развиваются в процессе, в курсантские годы. Очень хорошо, когда у курсанта есть соответствующие командиры, кураторы, которые воспитывают нужные чувства, в том числе на личном примере. Во время моей учёбы в Харькове у меня такие офицеры были: командиры, преподаватели вкладывали свою душу в нас и формировали качества, необходимые для военного, для авиационного специалиста.
– Какие воспоминания со времён Вашей курсантской жизни особенно греют душу?
– Курсантские годы – это, наверное, самые замечательные годы в жизни. Каждый день по-своему был интересен, хорош. Даже если были какие-то сложности или трудности, по прошествии какого-то времени они воспринимаются по-другому. Других, кроме как положительных воспоминаний о тех пяти лет, попросту нет. Это самое замечательное время.
– Проработав в академии авиации 20 лет, поделитесь основными достижениями за это время.
– Так сложилось в судьбе, что моя работа здесь была связана с людьми: воспитанием курсантов. И Вы знаете, основное достижение – это люди. Их высокие результаты на авиационном поприще я считаю и своим достижением. Сегодня до 50 % авиационных специалистов в воинских частях – выпускники нашего учебного заведения. Поэтому это моё основное достижение – люди, которые достойно служат, достойно работают на благо Республики Беларусь. И на благо академии авиации: четыре человека, которых я помню ещё курсантами, сейчас проходят здесь службу, имея звание «подполковника».
– С какими трудностями Вы сталкивались в работе?
– Я скажу так: всё, что нас не убивало, делало нас сильнее. Сложности носили частный характер, никакого негатива в душе они не оставили, поэтому о них даже и вспоминать не хочется. На самом деле сложности всегда есть, в любой работе, но по прошествии времени на всё смотришь по-другому и понимаешь, что в принципе это не проблема.
– Как влияет на юношей совмещение учебы и прохождение военной подготовки?
– Я думаю, это большой плюс. Авиация – как гражданская, так и государственная – не терпит недисциплинированности. По статистике, к сожалению, порядка 70 % лётных происшествий происходит из-за человеческого фактора. Я уверен, что военная подготовка помогает нивелировать такие вопросы, как неорганизованность, безответственное отношение к порученным обязанностям, халатность. Понятно, что каждый сам выбирает свой путь и свою судьбу, но тем людям, которые целенаправленно идут в авиацию и которые грезят ею, военная подготовка конечно же способствует. Дисциплинированный авиационный специалист – это залог безопасности полёта.
– Как отличается курсант-новобранец от выпускника академии?
– В большинстве своем к нам приходят ещё совсем молодые мальчишки. А к выпуску они имеют определенный багаж знаний, который позволяет им в максимально короткие сроки влиться в коллектив. Это уже психологически закаленные люди. У них есть общая подготовка, которая помогает ориентироваться в сложной обстановке.
– Насколько военная служба изменила Вас как человека?
– Конечно, когда работаешь с людьми, меняешься и сам. Думаю, в молодости я был требовательнее, более резко и быстро принимал решения, а с возрастом я стал подходить к курсантам по-отечески. Вообще в целом служба, конечно, закаляет. После этого в гражданской жизни гораздо проще.
– Вот уже месяц как Вы получили звание офицера запаса. Поделитесь первыми впечатлениями в данном статусе и планами на будущее.
– Сегодня в полной мере осознания того, что я офицер запаса, ещё, наверное, не наступило. Если честно, ощущение, что просто нахожусь в отпуске, который скоро закончится и надо будет выходить на службу. Конечно, периодически звоню коллегам, интересуюсь, мне небезразлично.
О дальнейших планах пока говорить сложно. Есть много интересного, другая жизнь, которую мы не знали. Ряд сфер деятельности, но выбор из них я пока ещё не сделал. Нахожусь в творческом поиске (смеётся).
– Расскажите немного о своей семье.
– У меня очень понимающая семья. Дело в том, что у военного человека нерегламентированный рабочий день. Иногда трудно сказать, будет выходной или нет. В этом плане мне очень повезло: супруга разделяет мой стиль жизни. Всегда хочется идти домой, зная, что тебя ждут, несмотря ни на что, и готовы к тому, что вдруг могут вызвать на службу.
У нас две дочери. Старшая очень влюблена в авиацию: хотела стать линейным пилотом. Сейчас учится по специальности «компьютерная безопасность», но продолжает идти к своей мечте: успешно занимается парашютным спортом. Младшая дочь закончила архитектурно-строительный колледж, на данный момент работает и заочно получает высшее образование на строительном факультете.
– Какое у Вас хобби?
– Я увлекаюсь охотой. Есть коллектив единомышленников, коллектив друзей, которые разделяют это увлечение. Вот уже более десяти лет, когда есть свободное время, выезжаю в лес. Это своего рода эмоциональная отдушина.
– Есть ли у вас девиз, которым бы Вы хотели поделиться с курсантами и работниками академии?
– В любой сложной ситуации всегда оставаться человеком. И относиться к людям так, как ты хотел, чтобы относились к тебе.
– Что бы Вы пожелали академии авиации?
– Дальнейшего развития, безусловно. Знаете, в последние годы моей карьеры здесь академия получила небывалое развитие. И глаз радуется, и в душе радостно, когда осознаёшь это. Поэтому хочу высказать слова благодарности Артёму Артуровичу Шегидевичу, который очень много делает для академии, а также Артёму Игоревичу Сикорскому, поддержка которого чувствуется и очень важна для развития.
Надеюсь, что лётная специальность, которая недавно стала открыта, будет реализована в этом году. Это большой шаг для академии авиации. Желаю надёжных партнёров, хорошего дружного коллектива, коллектива единомышленников, которые будут помогать. И тогда, я думаю, у академии есть все перспективы стать учреждением образования мирового уровня и значения.
– А что бы Вы пожелали курсантам?
– Настойчивости, усердия в освоении этой сложной профессии, успехов. Ну и в это непростое время всем, конечно же, крепкого здоровья.