Очередной гость, с которым мы пообщались в рамках проекта «Академия в лицах», стала Якимович Ирина Сергеевна, воспитатель отдела воспитательной работы с молодёжью. Это человек, у которого слово «профессия» синоним «призванию». Героиня, чья детская мечта стать воспитателем не только осуществилась, но и приобрела новые грани: начав как воспитатель детского сада, сейчас Ирина Сергеевна успешно реализует себя в работе с курсантами.
– Ирина Сергеевна, расскажите немного о себе.
– Я родилась в городе Минске, в Заводском районе. И всю свою жизнь я прожила в любимом Заводском районе, здесь училась, трудилась. Были возможности куда-то переехать, но… только Заводской!
Папа – участник Великой Отечественной войны, шёл с партизанами по Партизанскому проспекту. Родители работали в «Стройтресте № 5», папа – инженером, мама – бухгалтером. А я пошла по другим стопам. Свою будущую профессию нашла ещё в детском саду… Будучи ребёнком я видела, как работают воспитатели: какие они творческие личности. Там и зародилось моё желание быть воспитателем. Я поняла, что это моё; моё призвание.
– Расскажите, где Вы учились и работали до прихода в академию авиации?
– В 15 лет поступила в Минское педагогическое училище, которое, кстати, находилось здесь – на территории нынешней академии авиации. Мы выпускались с очень большим багажом творческих умений. После педагогического училища пошла работать. Работала с удовольствием – воспитателем, старшим воспитателем и заведующей в детском саду в любимом Заводском районе.
Поднимаясь по карьерной лестнице, я согласилась на должность заведующей. Думаю, здесь сыграли гены: у меня папа по жизни был руководителем. Работа очень интересная: принимать деток маленьких, видеть, как они растут; заходить в разные группы, беседовать с родителями, помогать и им тоже справляться с волнением и страхом.
Закончила педагогический институт им. А. М. Горького – таким образом заочно получила высшее образование. И по происшествии лет выбрала работу ближе к дому – в 2011 году устроилась на должность воспитателя в академию авиации.
– А случались ли какие-то забавные ситуации в процессе работы?
– Как сейчас помню забавную ситуацию в детском саду. Готовилась к занятию, рисовала: тело, туловище (какого-то животного). Время – конец рабочего дня, родители уже забирают детей домой. И тут ко мне подбегают ребятишки: «А можно мы с Вами?» – «Ну давайте пробовать» – «А можно я?..» – «А можно я?» Родители уже стоят, одеты в верхнюю одежду, ждут, а дети уйти не могут. И мне с ними приятно, и они: «А ещё…» Потом я говорю: «Ребята, давайте уже завтра. Я пока дам вам небольшое задание, и Вы завтра мне принесёте». Вот эта толпа ребятишек возле тебя, которым всё так интересно, – это очень ценно.
Точно также и сейчас в академии авиации: курсанты приходят ко мне, мы что-то организовываем вместе, что-то продумываем. Они своими идеями делятся, я – своими, всё анализируем… Вот это общение, мозговой штурм, и придаёт силы, чтобы двигаться вперёд. Одно время я работала методистом, но чувствовала, что это не моё. Мне хотелось пробовать что-то новое, заниматься творчеством.
– Бывали ли какие-то трудности в работе в академии?
– Да, поначалу было тяжело. Непросто от детского сада, минуя школу, перестроиться на общение с молодёжью, здесь разница существенная. Опыт общения с людьми такого возраста складывался только на примере своих сыновей. В общем, другая специфика, но ничего: всё постигается в жизни. Очень помог Захарченко Дмитрий Фёдорович – он в то время был начальником воспитательного отдела в академии. Благодаря ему всё пошло на лад, втянулась. Сейчас душа внутри поёт, что находишься на своём месте.
– Что Вам даёт работа с молодёжью?
– Смотря на курсантов, заряжаешься такой энергией, молодостью, жизненными силами. Даже не могу представить себя на пенсии сидящей на скамеечке где-то в парке – я, наверное, по жизни должна вот с ними быть. Так судьба распорядилась... Когда готовлю мероприятия совместно с курсантами, понимаю, что от того, как себя поведёшь с ними, как примешь участие – зависит всё дальнейшее. Очень радует, когда до тебя чего-то не было, а ты сделал – и получилось хорошо.
– Расскажите про курсантов академии.
– Есть разные ребята. Все те, кто сюда поступают, поступают целенаправленно: идут к своей цели, постигают всё новое. Курсанты интересные, творческие личности. Как правило, весёлые, жизнерадостные, эмоциональные, стремящиеся к своей мечте, как я когда-то стремилась.
– Если бы Вам сказали, что можно стать у нулевой черты и выбрать другую профессию, смогли бы Вы что-то выбрать?
– Нет, я бы снова выбрала профессию воспитателя. Наверное, из-за того, что это моё. Я её не променяю, вот не променяю и всё! Думаю, из-за того общения с нашими маленькими представителями и представителями постарше, которое даёт эта работа. Глядя на всё это, до глубины души понимаю: это моё, моя работа. Да, как на любой работе – бывают какие-то взлёты, падения. Но не будет падений – не будет взлётов. Потому что падения толкают человека на взлёт. Поэтому вперёд и в полёт!
– Вы работаете как с белорусскими, так и с иностранными гражданами. Легко ли Вам отыскивать подход к курсантам из числа иностранных граждан?
– Два года я работала с иностранцами из Республика Таджикистан. Сложность была в том, чтобы узнать их. Но это те же курсанты. Наши ребята – от дома оторваны, приехав сюда, им надо внимание. А ребятам из других стран нужно двойное, а то и тройное внимание, потому что они приехали издалека. Поскольку они не могут так часто ездить домой и там общаться с родными, то здесь я для них была как мама.
Знаете, я была удивлена тем, что в один прекрасный момент курсанты из Таджикистана, заходя в кабинет или идя по коридору, говорили мне: «Мамочка, здравствуйте». Они меня звали «мамочкой»! Сначала я была немного шокирована, а потом привыкла. Понимаете, когда они приехали, им нужно было помочь обустроиться, адаптироваться. Это было довольно-таки сложновато, учитывая менталитет и их национальные традиции.
– Вы часто посещаете экскурсии с курсантами, какая из них Вам больше всего запомнилась?
– Когда мы с ребятами из Таджикистана ездили в музей Великой Отечественной Войны. Они были под таким впечатлением, по глазам было видно, что их переполняют эмоции. У некоторых ребят даже слёзы были, когда они видели картины с жестокостью времён войны… Это тяжело, и я думаю, они это никогда не забудут. А в последнем зале, где написаны фамилии погибших, каждый из них искал ту, что похожа на свою, на таджикскую фамилию... И в целом ребята оценили, какое большое и красивое помещение представляет собой музей, сколь много там атрибутики, экспонатов.
– Как сейчас складывается Ваша работа?
– Сейчас я работаю в первом общежитии, там есть курсанты из Шри-Ланки. Вот из последнего: им очень понравилось, как мы поздравили их на День Независимости. Я английский не знаю, поэтому сложно общаться. Но уже потихоньку какие-то слова у них слышны. Скорее иностранные курсанты выучат русский, чем я английский (смеётся). Но в тандеме с Пралич Еленой Михайловной, заведующей общежитием № 1, находим с ними общий язык, вообще с ней работается легко: я её понимаю, а она меня. Молодая: по возрасту как мой сын. У нас с Еленой Михайловной хороший сплав молодости и опыта.
– Оцените свой коллектив.
– Коллектив очень хороший. Дружелюбный, отзывчивый, отличающийся профессионализмом. Где-то надо помочь – поможет. Где-то подсказка нужна – с удовольствием придут с советом. Хорошие педагоги – и молодые, и моего возраста, находим общий язык. Да, иногда, как и в любом коллективе, может быть не всё гладко, но это же работа, такие ситуации естественны. А вообще коллектив очень доброжелательный, и начальник понимающий – работается легко.
– Как Вы проводите свободное от работы время? Чем увлекаетесь?
– Увлечений у меня по жизни было много. В детстве занималась спортом: фигурным катанием, лёгкой атлетикой, в училище волейболом, лыжами. Сейчас люблю рисовать, нравятся картины по номерам, собираю пазлы. Я сама по себе творческая личность. Мне надо что-то делать, быть активной, что-то складывать, рисовать... Творчество бурлит внутри.
Люблю проводить время с семьёй. Поём под гитару: сын играет, а мы поём. Когда встречаемся с внуками, играем вместе, веселимся. У меня их пять, от мала до велика: старшему семнадцать, а младшей – семь лет. Ездим на дачу, любим ходить в грибы. Заходишь в лес – хорошо! Отдыхаешь настолько в лесу… Станешь, обнимешь дерево и начинаешь с ним разговаривать, как с живым. Дышишь свежим, приятным воздухом, полезным для здоровья. Лес придаёт силы неимоверные. Есть мечта – побывать на Браславских озёрах. Там, где тишь, благодать.
– Какие фильмы предпочитаете смотреть?
– Старые, про Отечественную войну: «В бой идут один старики», «Офицеры» – это как настольная книга. Из более новых «Т-34», «Солдатик». Люблю фильмы про войну, потому что отпечаток: отец был участником войны. До сих пор храню его медали, ордена... Последний просмотренный фильм, который произвёл впечатление, – «Огонь». О мужестве, профессии пожарных. Я плакала. Такое самопожертвование вызывает уважение и восхищение!
– Кто Вам нравится из писателей?
– В последнее время по большей части читаю журналы, смотрю что-то в интернете. На художественную литературу не хватает времени. А вообще люблю произведения А. Дюма.
– Какой Ваш любимый праздник? И почему?
– Новый год. Это семейный праздник, когда за одним столом собирается вся большая семья: двое сыновей, две невестки, пять внуков. И каждый раз прихожу к выводу, что именно на этот праздник всё плохое отбрасываешь. Готовишься к встрече нового. Конечно, всё отбросить невозможно: опыт, хорошее – нужно забирать с собой в багаж. На Новый год ждёшь сюрпризов, чудес. Ведь мы все мечтаем…
– Какой самый неожиданный и приятный подарок Вы получали?
– Благодарность от Заводского района. Было очень неожиданно и приятно. Как я уже говорила, это мой самый любимый район. Поэтому получить награду – большая честь.
– А Вы вообще эмоциональный человек?
– Да. Эмоции проявляются везде. Могу вспыхнуть как спичка и тут же погаснуть. Зла не помню вообще. Другой раз из-за своих эмоций я не могу что-то выразить.
– Какие качества Вы цените в людях?
– Честность, доброжелательность, искренность, умение понимать друг друга. Важно, чтобы в глазах у человека не было фальши, не возникала мысль, что он пытается тебя обмануть. А наоборот – чтобы было ощущение, что человек действительно говорит с тобой искренне.
– Каждый участник проекта делится своим девизом. А каким девизом Вы руководствуетесь по жизни?
– Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Нужно смотреть за своим поведением, потому что реакция может вернуться бумерангом.
– Что бы Вы пожелали академии авиации?
– Мирового значения. Чтобы она вышла на тот уровень, когда большое количество абитуриентов стремились в неё. И чтобы осуществились наши мечты и мечты руководства. Вперёд лететь!
– А скажите напутственные в полёт слова для курсантов и работников академии?
– Курсантам – успехов в учёбе. Вперёд к своим знаниям, к осуществлению мечты, как я стремилась к этому. Работникам – идти вперёд, не останавливаться на месте. Потому что движение – это жизнь!