preloader
Russian Belarusian
  • Год качества
  • Одно окно
  • Контакты
  • Russian Belarusian
Меню

Всегда нужно что-то новое искать, новые вызовы

24/06/2021
Новость
Олег Николаевич Скрыпник, доктор наук, профессор

В рамках проекта «Академия в лицах» пообщались с новым гостем – доктором наук, профессором Олегом Николаевичем Скрыпником. Это его первый год в академии, но далеко не первый в авиации – былые заслуги Олега Николаевича удивляют и вдохновляют. Уверены, что впереди ждёт ещё множество успехов и приятных побед.  

– Олег Николаевич, расскажите немного о себе.

– Я из семьи военнослужащего. Родился недалеко от Беларуси – в городе Сольцы Новгородской области. Там был полк дальней авиации, в котором служил мой отец. Родился там, школу закончил в другом месте (в Средней Азии), а высшее образование получил в третьем – тогда был Советский Союз.

Закончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище, выбрал направление в Среднюю Азию, где отслужил три года. Затем вернулся в Киев в адъюнктуру. И после этого был направлен в Иркутск. Там было высшее училище, где организовывался факультет радиоэлектронного оборудования. Проработал там 32 года.

– Какой была Ваша курсантская жизнь?

– Дисциплина в первую очередь. К тому же это круглосуточное совместное проживание, совместная учёба, зачастую совместное прохождение разных мероприятий –то есть это очень сильно сплачивает. Учиться было сложно – инженерная специальность, радиотехнический профиль, но интересно.

– Как Вы думаете, чем отличается процесс обучения во времена, когда Вы были курсантом, и сейчас?

– Отличается существенно. Раньше по нормативным документам было такое понятие как «обучаемый», сейчас это «обучающийся». То есть если раньше был обучаемый и преподаватель, который нёс серьёзную ответственность за передачу знаний, который был обязан передать знания, то, когда стала категория «обучающийся», преподаватель в этом контуре управления задействован уже по-другому. И это, наверное, правильно. Человек сам должен всю жизнь учиться, притом всю жизнь на разных позициях. В высшей школе должен быть не учитель, а наставник, тьютор.

Курсанты тоже сильно отличаются. Если мы в своё время готовились к экзамену 5–6 дней, и за это время системно осваивали предмет, то сейчас это 3 дня и всё. Нет глубокого понимания, среднестатистический курсант в лучшем случае может воспроизводить что-то. Сама технология обучения изменилась. Информации стало больше, возможностей передачи информации стало больше, а времени для ее осмысления – меньше.

Новость

– Сложно ли было после Киева (центральной части Восточной Европы) оказаться в Иркутске (Восточной Сибири)?

– Конечно, сложно. Потому что я до того там никогда не был. Сложности бытовые прежде всего. Там суровый климат – когда в Минске в марте здесь уже вовсю весна, то там такая погода будет только ближе к маю.

– А нравится ли Вам Минск?

– Да, Минск очень привлекателен для меня и приятен. Здесь я себя ощущаю комфортно. Впервые побывал здесь в 2017 или 2018 году и сразу понял, что, наверное, можно с ним связать своё будущее, третью часть своей жизни.  

– Вы помните свои первые занятия с курсантами? Расскажите об этом опыте.

– Конечно, помню. Я учился в адъюнктуре, на педагогической практике мне поручили читать лекции. К первой лекции готовился, наверное, дня четыре, проговаривал текст. Я вообще считаю, что преподаватель должен лекцию любой сложности давать наизусть, либо чуть-чуть подглядывая, чтобы сохранить канву. Читал тогда лекцию для 4-го курса, и естественно мне задавали вопросы, один из которых вызвал трудности. Но мне заранее старшие товарищи посоветовали, что, если не можешь на что-то ответить сразу, скажи, что объяснишь на следующем занятии. Поэтому я так и сделал.

– Когда Вы заинтересовались наукой? И как развивалась научная деятельность?

– На третьем или четвёртом курсе. Мне это сразу понравилось, почему-то захотелось попробовать себя в роли преподавателя. Тем более, что нам преподавали замечательные преподаватели, хотелось на них стать похожим.  Показалось, что преподавание, научная работа – это моё. И потихоньку как-то я в этом направлении двигался. Не так чтобы по прямой, но в итоге пошёл по этому направлению, о чём не жалею.

Знаете, научная деятельность развивалась волнообразно. Вообще в вузе есть административная, научная и преподавательская деятельности. На разных этапах жизни у меня преобладала та или иная. Я рано стал заведующим кафедрой, ещё даже не было тридцати лет. Тогда ставил кафедру с нуля: начиная от подбора личного состава и заканчивая созданием дисциплин. Через какое-то время, когда в административной деятельности всё наладилось, стал больше времени уделять науке, руководил исследованиями, аъюнктами. Я выпустил больше десятка тех, кто учился на одни пятёрки. И из них многие стали кандидатами и докторами наук.

Новость

– Расскажите о направлениях Ваших исследований.

– Все исследования связаны с аэронавигацией. Сначала в основном была радионавигация, спутниковая радионавигация, комплексная обработка информации в вычислительных комплексах самолётовождения. Затем, по мере того, как открывались новые горизонты, появились задачи, связанные с организацией воздушного пространства, оптимизацией траектории. Последний год работаю над беспилотными воздушными суднами.

В науке как – стоишь на первой ступеньке и видишь только горизонт в направлении (условно) 15 метров. Набрался знаний, появились силы – поднялся на следующую ступеньку. И увидел, что на 20 метрах тоже интересно. И вот так поднимаешься и каждый шаг – это каждый раз новые горизонты. Это интересно, поверьте мне. Всегда нужно что-то новое искать, новые вызовы.

– Какие направления авиационной науки Вы считаете наиболее перспективными сейчас?

– Беспилотники. И оптимизация различных приложений в области аэронавигации. Придумать что-то новое, наверное, сложно, а вот оптимизацией уже существующих процессов занимаются многие.

– Олег Николаевич, Вы награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Расскажите об этом подробнее.

– Это серьёзная государственная награда. Её дали с учётом двух важных моментов. Во-первых, в 2001 году я занял должность, связанную с организацией учебно-методической работы, чтобы наладить сложившуюся в то время ситуацию. И через некоторое время эта работа была приведена в соответствие, мне удалось. А в 2004 году училище, в котором я работал, было одним из первых в числе прошедших аккредитацию. По сути дела, я был ответственным за всю документацию по подготовке к ней. Но естественно, это делал не один человек – у меня была команда, которую я сплотил.

– Расскажите про свои победы на конкурсах. И как Вы к ним относитесь?

– Я победил в четырёх серьёзных конкурсах. Первый – на лучшее учебное пособие в редакции ИНФРА-М, это серьёзный издательский дом. Также дважды побеждал в конкурсе на соискание Премии Пирогова Г. Н. – за вклад в развитие аэронавигации России и за лучшую техническую идею. И в конце 2019 года победил в конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы» России. К личным победам отношусь спокойно, хотя это, конечно, приятно. Не менее приятно, когда побед добиваются мои ученики, таких моментов у меня было тоже достаточно много. Надеюсь, что мои ученики достойно продолжат мой путь в науке.

– На Ваш взгляд, какими чертами характера должен обладать хороший ученый?

– Он не должен гордиться тем, что он учёный. Как мне кажется, он должен всегда считать, что он не всё знает в этой жизни. И находить новое. То есть никогда нельзя останавливаться, самоуспокаиваться, считать, что достиг вершин. Как я уже сказал, каждая новая ступенька открывает новые горизонты – а они интересные.

– Как Вы считаете, учёный в процессе работы должен сосредотачиваться на одной теме или интересоваться разными проблемами?

– Вопрос неоднозначный. Насколько я знаю, выдающиеся учёные обладали широким кругозором, потому что, наверное, если ты узкий учёный, и движешься в одном направление, то когда-то ты достигнешь его предела, как в шахте. А если у учёного широкие взгляды, то почувствовав, что слой иссякает, он может добавить соседний слой. Хорошие результаты получаются на стыках наук.

– А бывает ли у Вас ощущение, что вдохновение Вас покинуло? К примеру, в ходе таких поисков.

– Да, конечно. Вдохновение человека покидает периодически. Почему, например, рекомендует не занимать одну должность 7 или 10 лет. Сначала интересно: новые вызовы, новая информация – ты движешься вперёд, творческий потенциал реализуется. Потом наступает «золотой период»: у тебя есть опыт, ты уже понимаешь процессы и можешь сделать что-то серьёзное. Но когда ты сделал, становится скучно: а что делать дальше? Поэтому нужны другие вызовы, смена деятельности.  

– Что Вам нравится больше: преподавать или заниматься научной деятельностью?

– Мне нравится и то, и другое. Эти деятельности дополняют друг друга. Потому что, когда общаешься с курсантами, получаешь дополнительный заряд эмоций – скажем, когда они чем-то заинтересовались и хотят узнать глубже. Ещё пример: когда я исследовал что-то интересное, не предусмотренное программой в явном виде, но понимаю, что для обучающихся это будет интересно и полезно – могу результаты исследований включить в часть дисциплины. А вообще это зависит от характера: есть и чисто учёные. 

– Какого стиля преподавания Вы придерживаетесь?

– Спросите у курсантов. По крайней мере, я стараюсь избегать авторитаризма. Считаю, что учебный процесс – это взаимодействие и преподавателя, и курсанта. Оно должно быть творческим и на добровольной основе. То есть курсант должен общаться с преподавателем с удовольствием, и преподаватель – тоже с удовольствием. Тогда будет хороший результат.

Новость

– Не разочаровались ли Вы в своей профессии?

– Нет, не разочаровался. Я считаю, что в общем-то в жизни мне повезло. Я всю жизнь занимаюсь любимым делом и это позволяет мне сказать, что вторую часть жизнь я прожил не зря. Дал старт в науку нескольким людям, написал учебники, которые читают – мне это приятно. Значит не зря.

– Вы не так давно работаете в академии авиации, но, на Ваш взгляд, заинтересованы ли курсанты в научной деятельности?

– Я думаю, что отношение к науке у курсантов авиационного профиля как в России, так и в Беларуси примерно одинаково – мало у кого есть стремление в науку. Это не очень простой труд, не каждый находит себя в науке. 

– Есть ли у Вас своя методика установления контакта с курсантами?

– Каждый раз по-разному. Но волну от курсантов всегда чувствуешь: если положительные эмоции, то, естественно, процесс получается лучше и эффективнее.

– С чего начинается Ваш рабочий день? Может быть, есть какие-нибудь ритуалы.

– Конечно, есть ритуалы. Умывание, прогулка с собакой, чашка кофе, а потом сразу обязательно компьютер: почта и наукометрические базы, которые мне интересны. А потом работа.

– Расскажите чуть-чуть о своей семье и как в ней относятся к Вашей работе?

– Есть супруга и две дочки, они уже взрослые, живут отдельно. Здесь только я и жена, ещё собачку взяли из приюта, спасли. К моей работе родные хорошо относятся, поддерживают. Без семьи сложно было бы чего-то добиться. К примеру, когда писалась докторская диссертация, я каждый день, включая субботу и воскресенье, работал над ней в кабинете на работе. Но знал, что семья меня понимает и поддерживает.

– Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

– У преподавателя, ученого, нет свободного от работы времени. Всегда где-то в подкорке крутятся мысли, идеи. И знаете, говорю такую фразу: я не люблю читать книги, я их пишу (смеётся). Нет, я, конечно, читаю специальную литературу, но не художественную. Её читал очень много в детстве и юношестве, всех классиков, которые формируют личность, мужчину и отношение к женщине.

Новость

– Что Вы цените в людях?

– Мне важно, чтобы люди были порядочные, умеющие делать поступки и отвечать за них. Чтобы в спину никогда не вставляли кинжал, говорили в лицо всё честно и прямо. Нравится в людях целеустремлённость, но не любыми средствами.

– И в завершение разговора, все участники проекта «Академия в лицах» традиционно желают что-нибудь академии. Что бы Вы пожелали?

– Знаете, если бы мне не понравилась при первом посещении академия, я бы, конечно, сюда не стремился. Но мне понравилось здесь в целом, мне нравится тот вектор, который обозначен для развития академии. Здесь делается многое для курсантов, для сотрудников. И мне кажется важным, чтобы сотрудники и курсанты были заинтересованы в развитии академии и преумножении её доброго имени. Если каждый по кирпичику будет вносить вклад – построим хорошее здание быстро. Я думаю, перспективы хорошие у академии.

– Олег Николаевич, мы знаем, что в этом году Ваши диплом доктора наук и аттестат профессора были нострифицированы (признаны) ВАК Беларуси. Примите наши искренние поздравления по этому поводу. Желаем Вам достижения новых ступенек, отдачи от курсантов и неугасающих поисков!

– Спасибо!

Автор: Диана Тарбецкая, пресс-служба
Фото: Светлана Хилькевич

Share icon
Новость

«Знаете, вот здесь есть особая атмосфера семьи… Какая-то невидимая нотка, душа»

За добросовестную работу, высокий профессионализм, компетентность и значительный вклад в развитие нашего учреждения ректор академии авиации вручил почётную грамоту.

Подробнее

Я уважаю всех людей, которые уважают сами себя

Проект «Авиация в лицах» продолжается. На этот раз побеседовали с Кудрячёвым Сергеем Николаевичем, полковником запаса.

Подробнее
Новость

Форма авторизации