В рамках проекта «Академия в лицах» мы пообщались с Цибулисом Юрисом Станиславовичем, старшим преподавателем кафедры технической эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования. Это человек, чья жизнь переплетена с нашим учреждением образования крепкими узлами. И доказательства тому напрашиваются сами собой: к примеру, в комнате, где проходило интервью, Юрис Станиславович, как оказалось, начинал свою профессиональную деятельность. А в одной из теперешних преподавательских он когда-то жил!
– Юрис Станиславович, расскажите, где Вы родились?
– Я родился в Латвийской ССР. В школе учился на латышском языке. Мы жили в семи километрах от школы, автобусы не ходили – поэтому жил в интернате, практически до 7-го класса. Можно сказать, что курсантская жизнь мне уже тогда стала знакома – дисциплина, режим дня...
– Почему Вы выбрали авиацию?
– Эта идея у меня появилась где-то в середине 11 класса. Я не могу объяснить, почему меня тянуло в авиацию… В детстве очень часто мимо пролетали военные самолёты. Мама рассказывала, что как-то в дошкольном возрасте я однажды чуть не утонул из-за самолёта. Мы вместе шли, потом смотрит – меня нет. А я шёл, засматриваясь на самолёт, споткнулся и упал в траншею. Упал вверх ногами – повернуться не могу, а там вода – и я лежу под водой (смеётся). Меня вытащили, но представляете, как меня уже тогда тянуло к самолётам.
– Небо манило Вас с юных лет, и понимая это, куда Вы поступили после школы?
– В 1971 году я поступил на факультет авиационного оборудования в Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола (РКИИГА). То есть можно сказать, что 1 сентября было ровно 50 лет, как я в гражданской авиации.
В институте была очень хорошая практика, я многое узнал. До сих пор некоторые вещи помню, как сегодня. Преддипломную практику проходил в Симферополе. Это был транзитный аэропорт: представляете 150–200 вылетов за день, а я был практически авиационным техником!
– Как сложилась Ваша жизнь после института?
– 1 апреля 1977 года я по распределению оказался в Минском авиационном техническом училище гражданской авиации. К тому времени двое человек из моего института уже работали здесь преподавателями. Одного из них – Николая Ивановича Данченко – я хорошо знал, мы с ним с первого курса вместе занимались лёгкой атлетикой.
В апреле ещё не было педнагрузки, и нас отправили переучиваться в Криворожское авиационное техническое училище гражданской авиации. Там мы изучали Ту-134 и Ту-154, бортовую систему управления захода на посадку.
А с 1 сентября я уже начал вести три дисциплины. И всё – и пошло-поехало (улыбается). Кураторство, командир роты… Два года я работал преподавателем, затем меня назначили председателем цикловой комиссии. Отвечал за три лаборатории, экзаменационную комиссию и, конечно, преподавателей. Эту должность я занимал до 1985 года.
В 1985 году я всё-таки решил, что хочу быть инженером. Мне предложили должность на авиаремонтном заводе, там я проработал с 1985 по 1987 год. Был ведущим инженером по тем системам, которые преподавал до этого в училище.
– А почему ушли с завода?
– Мой бывший начальник Анатолий Андреевич Зигун однажды посещал завод и предложил мне поехать на приёмную кампанию в Ростов-на-Дону. Вопрос решался два месяца. И в конце концов я вернулся в педагогику. Притом интересным образом: отдежурил ночь на центральном пульте, утром отвёз документы в училище и на следующий день уже был в Ташкенте.
В принципе работа должна меняться. Я вернулся преподавателем. Затем с 1995 по 2007 год был заведующим отделением, а с 2007 по 2015 уже занимал должность заместителя начальника по практическому обучению. Подчинённых где-то около 800 человек, а постоянного состава – больше сотни.
– Расскажите, как Вам удавалось повышать уровень своих знаний?
– В Академии гражданской авиации в Питере изучал аэродинамику, в 1989 году в «Авиастар» переучивался на Ту-204. В Быкове изучал Як-42… Два года обучался в институте марксизма-ленинизма. Фактически я постоянно учился. И приходится учиться дальше. 750 часов вместе с пилотами изучал английский. Хочется его знать, как свой родной язык. Постоянно нужно развиваться – хочешь не хочешь, нужно быть на острие.
– Вы преподаёте долгий период жизненного пути, как бы Вы охарактеризовали свой стиль преподавания?
– Я бы не сказал, что я абсолютно авторитарный. Хотя после должности заместителя начальника замечал, что авторитарности во мне стало больше. И я действительно могу иногда таким быть. Я не люблю несправедливость или когда делают что-то не так. Но я точно знаю, что человека нельзя обижать, нельзя унижать его достоинство. К курсантам главное найти подход.
– Что Вам больше всего нравится в своей работе?
– Общение, и что нет рутины: практически каждый день узнаю и делаю что-то новое. Наверное, потому что веду такие дисциплины.
– Вы общаетесь с курсантами – это новое поколение. На какой возраст себя ощущаете рядом с ними?
– В душе я ничем не изменился. Мне кажется я остался таким же, как когда закончил институт. И курсанты, которые приходят, думаю, это чувствуют. Я могу с ними беседовать, мгновенно находим общий язык, они меня уважают. Конечно, физически уже чувствуешь себя иначе, чем в молодости. Но я всё ещё многое хочу сделать для авиации.
– У Вас в жизни было много достижений, расскажите о своих наградах.
– В 1988 году министр гражданской авиации СССР Александр Никитович Волков наградил меня знаком «Отличник Аэрофлота». Эту награду дают за выдающиеся заслуги и совокупность работы. Также мне присвоили «Отличник образования Республики Беларусь». От Министерства транспорта и коммуникаций получил нагрудный знак «Ганаровы транспартнiк». Военкомат выделил медаль «За победу» – полагаю, за воспитание курсантов.
– Как Вы проводите свободное от работы время? Чем увлекаетесь?
– Люблю фотографировать, собирать грибы. Ездим на дачу – жена «агроном», а я – основной исполнитель (смеётся). Ещё одно хобби – водить машину, люблю скорость.
– А Ваша супруга тоже из Латвии?
– Нет, она из Ростова-на-Дону. Авиация нас объединила. Я был в её городе во время практики в институте. Зашли на посадку и пошли «искать невест», в шутку. Зашли в кафе, магазины – и вот в одном из магазинов девушка улыбнулась, как-то приглянулась. Через день снова увиделись в городе. Потом практика закончилась, но мы поддерживали связь – вели переписку.
Когда был в Кривом Роге, решил на майские праздники полететь в Ростов-на-Дону. Не знал, получила будущая жена телеграмму или не получила. Она приходит домой – а я в форме сижу вместе с её родителями, как будто уже свой (смеётся).
Мы поженились и воспитали двух сыновей. Старший, как и я, связал свою жизнь с авиацией, сейчас работает в российском авиационном холдинге. Младший сын выбрал информационные технологии, они с семьёй живут в Праге.
– Какую бы книгу Вы взяли с собой на необитаемый остров?
– «Моонзунд» советского писателя Валентина Пикуля. В последнее время много читал его книг. В этой описывается война, есть родные мне названия… Да, я бы взял её на необитаемый остров.
– Что бы Вы пожелали курсантам академии?
– Не останавливаться и учиться. Если курсант пришёл в авиацию, он должен чётко представлять, что он всю жизнь будет учиться. Получив диплом, у курсанта будет определённая система в голове, но после этого ему ещё много предстоит работать. Ведь техника постоянно меняется, и одинаковых самолётов не бывает.